четверг, 29 сентября 2011 г.

"Неудобный" ислам: пригодится ли Европе российский опыт?

Часто говорят, что России есть чему поучиться у Европы. Однако в проблеме с исламом скорее многовековой опыт России способен помочь Европе постепенно разрешить проблемы, которые усугубляются из поколения в поколение.


На прошлой неделе министр внутренних дел Франции и близкий соратник президента Саркози Клод Геан вынес приказ о немедленном запрете коллективных молебнов на улицах страны.

Вследствие чего вашему покорному слуге пришлось много выступать с разъяснениями по разным российским радиоканалам. Журналисты просто не понимали, в чем собственно дело, ибо в России никто на улицах не молится. В Западной Европе тоже никто на улицах не молился до недавнего времени.

Разница между Россией и Европой в том, что в России существует коренное исламское население, густо проживающее в отдельных регионах страны. В основном - в центральной и южной ее частях. Европа же суть христианский регион планеты - католический и протестантский.

В таком большом городе, как Париж, была до недавнего времени лишь одна мечеть - красивое сооружение в восточном стиле начала ХХ века. Почему лишь одна? Потому, что в столице Франции жило крайне мало мусульман. Парижская мечеть строилась даже не как нужное для обслуживания верующих религиозное здание, а скорее как памятник архитектуры, утверждающий французское колониальное господство над рядом мусульманских стран Северной и Черной Африки.

Главный мусульманский храм Франции
– Великая Парижская мечеть
Подобное положение было в Великобритании, Бельгии, Голландии и прочих колониальных державах. Но за последние 30-40 лет положение резко изменилось. Особенно с 1975 года, когда Франция, а за ней и вся Европа модифицировала законодательство в пользу воссоединения семей работающих здесь мигрантов.

До того рабочие из Алжира или Марокко приезжали без семей, жили одиноко, часто в заводских общежитиях или на коммунальных квартирах, тратились минимально, отправляя основную часть заработка на родину, на деревню, в семью.

Когда европейцы из гуманных соображений либерализировали законодательство, они существенно изменили глубинную суть миграции, ее смысл. Из рабочей она мигом превратилась в поселенческую, из временной в постоянную.

Понятие "семья" тоже оказалось неоднозначным. Для немца или англичанина она подразумевает родителей и детей. В племенном же понятии семья - это десятки человек! У европейца может быть лишь один официальный супруг. А потому законодательство 70-х годов наивно не предвидело многоженство, присущее исламскому миру и определенным частям Африки. В газетах лишь сейчас стали писать об отцах семейств с десятками детей, проживающих с мамами на нескольких квартирах.

Я пишу это к тому, чтоб пояснить, как мусульманское население разрослось. Интересно еще и то, что деды и прадеды нынешних молодых мусульман не были столь верующими. А точнее, они молились себе дома на коврике, никому не мешая. Нынче же исламское население Европы проходит период утверждения своей сущности. А потому за неимением мечетей люди приходят с ковриками на определенные улицы, в основном по пятницам, но бывают и другие дни, расстилают их на проезжей части и сотнями молятся, перекрывая дорожное движение.

Клод Геан вынес свой приказ неожиданно для многих французов, которые почти привыкли к этому явному попиранию закона. Просто потому, что длится это "безобразие" много-много лет. Придя ко столь резкому решению, министр явно играл на публику.

Неприязнь к исламу растет в Европе повсеместно. Законопослушные граждане исламского вероисповедания, а их большинство, моментально поддержали решение министра. Ибо они не меньше других осознают степень ущерба, которую приносит облику мусульман несоблюдение "норм цивилизации". Однако молящихся на улицах тоже можно понять. Они совершенно справедливо утверждают, что им негде молиться.

Проблема еще и в том, что мэры городов со значительным мусульманским населением неохотно дают разрешения на строительство мечетей. Они боятся, что их не переизберут, а потому предпочитают давать исламским общинам под мечети пустующие складские помещения, заброшенные заводские здания и прочие "мало заметные" строения промышленного толка.

Буквально на днях молодой мусульманин, выступая по радио, горько сравнивал недавно выделенное его общине помещение с "курятником".

Мусульмане постоянно жалуются на то, что их "не любят". Нельзя сказать, что они не правы. Северная часть Западной Европы поглотила и переварила много волн эмигрантов: итальянцев, поляков, русских, португальцев. Не может она поглотить лишь мусульман. В третьем и четвертом поколении они менее интегрированы, чем их малограмотные деды.

Они живут в "гетто", где царит наркобизнес, насилие и произвол, их с большим трудом берут на работу, они составляют главный контингент заключенных. В общем, их интеграция в европейское общество - крайне проблематична вне зависимости от стран.

В определенном смысле слова положение мусульман в православной России куда более приемлемое, чем в Западной Европе. Конечно, на Северном Кавказе - военное противостояние с исламскими вооруженными экстремистскими группировками. Но это не касается подавляющего большинства мусульман России, которое составляют совершенно нормальные, интегрированные в общество граждане.

Мы часто пишем о том, что России есть чему поучиться у Европы. Однако в проблеме с исламом нам кажется, что многовековой опыт России может помочь Европе постепенно разрешить проблемы, которые, к сожалению, усугубляются из поколения в поколение.
Русская мысль

Ещё:
Ислам и Европа в 21-ом веке
Пастор из США, который сжег Коран, может провести новую антиисламскую акцию
-------------------------------------------------------------------------------------------------------

Комментариев нет: